Душа культуры – это культура души.
Что такое культура поведения, культура общения, культура внешнего вида, культура быта,формируем воспитанность, секреты воспитанности...
Что такое культура поведения
Общепринятые нормы поведения, которые включают в себя нравственные ценности, представление о красивом и некрасивом, народные традиции и обычаи есть культура поведения. Норма нашего повседневного поведения в быту, на работе, в общественных местах, в дружеском кругу составляет этикет.
Этикет — это французское слово означает церемониал, правила проведения церемонии. Но значение этого слова расширилось и сейчас под этикетом понимается определенный порядок поведения, манера и правила хорошего тона, воспитанность человека.
Мы каждый день сталкиваемся с людьми в нашей повседневной жизни. И не всегда это общение бывает приятным, когда сталкиваемся с откровенным хамством в общественных местах и не только. Как хочется, чтобы нас окружали воспитанные люди, чтобы мы могли гордиться своим воспитанным народом.
Как правильно вести себя в общественных местах, на работе, дома, как общаться с людьми разного возраста, пола и социального положения, все это должны знать сами и научить своих детей родители. Дети копируют наше поведение и становятся такими какие мы есть сами. Каждый желает вырастить своего ребенка воспитанным человеком, не так ли? Тогда поговорим об этом.
Культура общения
В основе культуры общения лежит доброе отношение к людям. Прежде всего это тактичность, деликатность, вежливость. Это умение следовать правилам приличия: использовать принятые приветствия, обращение к людям, формулы благодарности и извинений,, правила знакомства, беседы, оказание услуг старшим, женщине.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида — это способ держать себя в безупречной чистоплотности, иметь хорошие манеры. Здоровые потребности, хороший вкус к одежде, прическе, косметике, украшениям, характеризует культуру внешнего вида. В своих жестах, мимике, походке, принимаемых позах и в речевом общении проявляются наши манеры.
Культура быта
Воспитывать культуру быта, значит научить поддерживать уют и порядок в доме, отношение к вещам и предметам комфорта, ценить свое время и время других людей. Сюда же входит и правила питания и правила застольного этикета. Иначе в дурно воспитанном человеке положительные черты принимают свое обратное значение: грубость, шутовство, педантизм, неотесанность, льстивость.
Формируем воспитанность
Время для формирования воспитанности, детский возраст. В дошкольном возрасте ребенку необходимо привить навыки обращения к взрослым и используют разнообразные формы приветствия: здравствуйте, до свидания, спокойной ночи; благодарят после еды, за подарки за помощь; извиняются за причиненную неприятность окружающим; пользуются словом пожалуйста; уступают место старшим; не шумят не бегают не сорят в общественных местах и дома.
Научите не вмешиваться в разговоры взрослых, а чтобы привлечь к себе внимание пользоваться словами. Самое главное научите разговаривать приветливо, отвечать на вопросы ясно, не односложно, чтобы они могли вежливо обратиться с просьбой по телефону или внятно ответить на телефонный звонок.
Покажите, как самостоятельно аккуратно одеваться, сложить и развесить одежду, почистить ее и содержать в порядке обувь. После игры и занятий убрать игрушки и книги на место. Без напоминаний всегда мыть руки перед и после еды и всегда иметь с собой носовой платок используя его по назначению.
Необходимо спокойно садиться за стол, не двигая с шумом стул, знать порядок блюд, правильно использовать ложку и вилку, после еды класть их на тарелку, не оставлять на скатерти или клеенке косточек. Во время еды жевать с закрытым ртом и не капризничать, стараться не оставлять еду на тарелке. Научите правильно пользоваться бумажными салфетками и спрашивать разрешения выйти из-за стола с благодарностью.
Уже к 10-11 годам подросток достигает более высокого уровня воспитанности. Такие дети приветливы, доброжелательны, стремятся приветствовать старших первыми; здороваясь и разговаривая со взрослыми встают и не садятся без приглашения; при входе в чужую комнату или кабинет стучатся и спрашивают разрешения войти; мальчики при входе в помещение снимают головной убор.
Они уже охотно выполняют просьбы взрослых; проявляют инициативу в оказании помощи; помнят даты рождения родных и друзей и стараются порадовать их самодельными подарками; сдержанно ведут себя в гостях и не проявляют надоедливости, если гости в доме.
На улице соблюдают правила движения; в коридоре и на лестнице придерживаются правой стороны; не мешают входу и выходу людей из помещения или транспорта; не лезут вперед других.
Речь ясная и отчетливая, при разговоре смотрят в лицо собеседнику, не перебивая его; умеют обратиться к старшему с просьбой назвать время, указать дорогу; не рассматривают пристально незнакомых людей, обсуждая их физические недостатки; не используют кличек и прозвищ в обращении к товарищам (что бытует в молодежной среде). Все-таки кличка дается животным, а прозвища всегда неприятны.
При посещении кинотеатра или театра необходимо привести себя в порядок, не опаздывать, проходить между рядами лицом к сидящим, не аплодировать до начала спектакля, не выходят до его окончания, не приносят в зал мороженое или конфеты. Не надо копировать чужую культуру поведения в кинотеатре, жуя попкорн или шурша пакетами и фантиками от конфет.
Во дворе играют в отведенных местах, приветливы с соседями и соблюдают чистоту и порядок, не ломают зеленые насаждения и строения.
Внешне опрятны, следят за ногтями, прической, осанкой. Не горбятся за столом, не разваливаются и не наклоняются низко над тарелкой. Умеют пользоваться ножом и вилкой. За общим блюдом не выбирают куски и не берут пищу с него своими приборами.
Подростки и старшеклассники умеют пользоваться всеми формулами вежливости, умеют выбрать тему для беседы, владеют культурой полемики и чувством меры, хорошего вкуса, обладают чувством юмора, но в то же время не позволяют пошлости и мат.
Они конечно же умеют переписываться и разговаривать по телефону; сдержанно вести себя в учреждениях и сфере обслуживания; внимательны к членам семьи, учителям, одноклассникам и к окружающим. Соблюдают правила поведения с девушками и юношами.
Уже умеют организовать праздник в доме, красиво сервировать стол, знают назначение приборов и посуды, умеют правильно есть разнообразные блюда.
Следят за осанкой и походкой, избегают бессмысленного манипулирования предметами (ключами, чайной ложкой и т.п.).
Делают прическу, выбирают одежду, умеренны в ношении украшений, умеют пользоваться косметикой и парфюмом, распознают пошлость и вульгарность, заботятся об ансамбле и стиле одежды.
Но все ли так гладко и красиво? Жизнь вносит свои коррективы. Мода диктует свои правила. Но неизменным остается одно-вступая во «взрослую жизнь» юноша и девушка должны знать все нормы культурного поведения, уметь ими пользоваться. А быть культурным человеком или остаться невеждой выбор каждого.
Секреты воспитанности
Правила поведения в обществе не надо расценивать как нечто абсолютное и неизменное. Каждая эпоха диктует свои законы и правила, которые формируются с требованиями времени.
Однако каждый должен знать, что недопустимо:
Сидеть в автобусе, когда перед тобой стоит седовласая старушка с трудом удерживая равновесие;
если посетитель ресторана слизывает с тарелки или с ножа;
если за столом кто-нибудь закуривает, а остальные едят;
если находясь в обществе, вы ковыряетесь спичкой в зубах;
если вы утомляете гостей своими комментариями;
если пешеходу кричите вслед, или хамите на дороге;
если вы безучастно наблюдаете за тем, как ваша жена несет тяжелые сумки и т.д.
Если все это происходит с вами, то непросто рассчитывать на уважение к себе…