Приветствие
Любое общение начинается с приветствия, представления или обращения к человеку. Приветствий много у каждого народа и всегда можно выбрать ту форму, которая более соответствует данной ситуации. В приветствии выражайте доброжелательность глядя в глаза и улыбаясь.
Можно приветствовать кивком головы, более знакомых по имени или по имени –отчеству. При приветствии доброжелательность и вежливость выражается в том, что сидящий встает. Исключение лишь для старших по возрасту и женщин. При встрече младший приветствует старшего, мужчина женщину, подчиненный начальника, ребенок взрослого. При встрече равных по возрасту или положению, первым приветствует тот, кто лучше воспитан. Но всегда входящий в помещение здоровается первым с присутствующими, а уходящий первым прощается с остающимися.
Приветствие как и прощание обычно сопровождается жестами: рукопожатие, поднятием руки, кивком головы, реже целованием руки женщины. В наше время редко кто целует руку женщине, разве что выражая знак большого восхищения.
Если вам нравится здороваться за руку, то запомните:
Руку протягивает первым старший по возрасту или женщина;
Рукопожатие не должно быть излишне крепким или безжизненным;
Если в помещении находится несколько человек, необходимо протянуть руку и всем остальным;
При встрече на улице мужчина снимает перчатку, женщина может не снимать тонкую перчатку, а варежки снимают все.
Рукопожатия в Индии, Китае и Японии считаются неэтичными.
Входя в купе поезда, номер гостиницы, за столиком в кафе, необходимо поприветствовать находящихся там или сидящих за столом и сказать несколько общих фраз, устанавливая минимум отношений.
Начало общения
Началом общения может быть представление одного лица другому. Первым представляется младший по возрасту и положению.
Необходимо четко запомнить имя отчество, фамилию представляемого человека.
Способы обращения
Официальный- по имени отчеству
Интимный – дорогой, милая
Доверительный – уважаемые коллеги, друзья
Нейтральное – девушка, молодой человек, доктор, официант, можно вас попросить…прошу прощения… извините, пожалуйста… вы не подскажете… и т.п.
Примитивно и неэтично обращаться — мужчина, женщина.
Уважительно начало общения на «вы». Следует с большой осторожностью переходить на обращение «ты». Особенно нетерпимо и безнравственно высокомерное «тыканье» начальника к подчиненному.
Старайтесь даже в споре тон высказываний оставлять корректным. Не говорите скандальным, заносчивым и грубым тоном. Следите за своей интонацией, она несет огромную информацию.
Умеренная громкость -обязательная норма общения. Крик не усиливает убедительности аргументов.
Следует стремиться к сдержанности мимики и жестов. Размашистость и суетливость, надоедливость в жестах, раздражают и создают неудобство окружающим. Но следует с уважением относиться к традиционным формам выражения жестов людей другой национальности.
Привычка дергать за рукав собеседника, или крутить пуговицу на его костюме, стучать по плечу считается неприличным.
Слушать — тоже общаться
А вот слушать собеседника – это не умение , а настоящий талант, который ценится всеми.
Важнейшая норма слушания – внимание к говорящему. Принято смотреть в глаза собеседнику, подтверждать внимание легким кивком головы, глазами. Не следует обрывать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, рыться в карманах, позевывать, начинать разговор с другим человеком.
Если говорящий злоупотребляет вашим временем, можно извинившись сказать, что вы сейчас заняты и перенести разговор на другое время.
За беседой участники должны заботиться о том, чтобы тема была интересной для всех. Не затрагивать специальные вопросы, интересные только для части собеседников. Помогайте включиться в беседу тому, кто только присоединился и не сориентировался в обстановке.
Беседа во время еды не должна портить аппетита.
Хозяйке не надо рассказывать о том, сколько денег и времени она потратила на приготовление блюд. Гостям не следует говорить о том, какие блюда подают в других домах.
В спорах тщательно выбирайте формулировки своей позиции не употребляйте такие выражения как: «это ерунда», «не может быть», «ничего подобного», «чушь» и др. Старайтесь в любой беседе соблюдать элементарное уважение к собеседнику.
Снять напряжение или улучшить общее настроение можно юмором. Только помните, что излишний юмор и остроты не всегда уместны.
Соблюдайте нормы этикета при телефонном разговоре. Начинайте разговор с приветствия и представления («Здравствуйте, вас беспокоит такой-то…») Неприлично отвечать «Кто это?» «Кто у телефона?». Неуместна форма приказа «Мне Петрова!». Если у телефона другой человек вы говорите «Простите, пожалуйста…»
Инициатива прекращения разговора принадлежит позвонившему, либо старшему по возрасту и положению.
А какие способы общения знаете вы? Как вы общаетесь с друзьями?
Напишите свои ответы в комментариях.